Вся Латвия на Pribalt.info
Путеводитель по Риге и Латвии
Pribalt.info / Архив новостей / Июнь 2008 года

Пикториальная фотография

В Музее декоративного искусства и дизайна в рамках Дней русской культуры в Латвии 10 июня открывается уникальная выставка "Тихое противостояние. Русская пикториальная фотография. 1900—1930". До конца месяца можно будет любоваться почти двумя сотнями фотографий, которые сегодня трактуют как тихое противостояние советской идеологии. В экс-позиции будут представлены работы Александра Гринберга, Юрия Еремина, Николая Андреева, Николая Свищова-Паолы и других классиков жанра. Пикториализм, популярный в начале минувшего века, старался приблизить фотографию к искусству живописи. Это противоположное документальному направление фотоискусства на первое место ставило эмоциональность фотографии, ее способность передать настроение, неповторимый авторский взгляд. Соцреализм был ему совершенно чужд. В 20-е годы XX века в России началась борьба с пикториализмом как упадническим и буржуазным искусством. Многим работавшим в этом направлении мастерам просто запретили заниматься пикториализмом, некоторые даже подверглись репрессиям и попали в сталинские лагеря.

В русскую фотографию пикториализм пришел из Европы, через английские, французские и немецкие журналы. А также благодаря заграничным поездкам русских фотографов и участию произведений из России в выставках и конкурсах за рубежом. Пикториальная фотография в России, как и во всем мире, стала новым, знаковым термином для уже существующих форм художественной фотографии. Сначала она развивалась фотографами-любителями (независимо от их профессиональных занятий), которые тянулись к "изящным художествам". Первыми отечественными пикториалистами считаются фотографы-художники Евгений Вишняков и Ян Булгак. Они соединяли каноны академической и реалистической живописных школ с возможностями "создания картин не посредством личного чувственного, но объективного оптического начала".