Вся Латвия на Pribalt.info
Путеводитель по Риге и Латвии

Музей Романа Суты и Александры Бельцовой

декабрь 2008 года

В Риге на Элизабетес, 57-а, 26, открылся новый филиал Художественного музея — мемориальная квартира ярчайших латвийских мастеров эпохи классического модернизма Александры Бельцовой (1892-1981) и Романа Суты (1986-1944). Роман Сута появился на свет в Риге. Во время Первой мировой он учился в Пензенском художественном училище, где и познакомился с Александрой Бельцовой. Саша — родом с Украины, из Черниговской губернии, рано лишилась родителей. Ее мать — поповна, а отец — белорусский крестьянин, получивший дворянский титул за особые заслуги. В 1917-м Александра и Роман поселились в Петрограде. Она занималась в студии знаменитого авангардиста Натана Альтмана. А его мобилизовали в полк латышских стрелков, где он пробыл-то всего недели две... но оказался на родине.

Через два года А.Бельцова приехала к Роману в Ригу: думала — ненадолго, надеялась как можно быстрее увидеть Париж, а получилось — навсегда... Поженились они в 1922-м. Посаженным отцом на свадьбе был Райнис. Татьяна Сута, дочь знаменитой четы, — балерина, искусствовед и телеведущая, ушедшая в 2004 году, — еще при жизни называла свою квартиру музеем. Она приглашала сюда людей, интересующихся искусством, проводила здесь занятия со студентами Академии художеств. Татьяна бережно хранила наследие родителей и в своем завещании передала все их работы (а их 4500) и сохранившиеся вещи в дар Художественному музею с условием, что будет создана мемориальная квартира. Это и было сделано.

В квартире семья (сами супруги, их дочь Таня и Наталья Сута, мама Романа) жила с 1935 года. В советское время пришлось уплотниться: хозяевам оставили три комнаты из пяти.

Перед устроителями музея стояла непростая задача приблизить обстановку к изначальной, очистив ее от шлака времени. Они справились. Коммуналкой в доме на Элизабетеc больше не пахнет. Красивая старинная мебель, которой гордился бы любой современный антиквар, книги на разных языках, документы, письма, керамика, полотна, засохшие тюбики красок, кисточки у мольбертов — все это действительно принадлежало нашим прославленным художникам.

По старым фотографиям и рассказам очевидцев, в своеобразных "постановках" с натюрмортов Бельцовой и Суты создатели мемориала — руководитель проекта Байба Ванага, искусствовед Наталия Евсеева и художник Анна Хейнрихсоне — реконструировали небольшие островки, воссоздающие неповторимую атмосферу быта и яркой, насыщенной духовной жизни хозяев квартиры, историю искусства и человеческих судеб, где каждый экспонат, картина, документ — свидетель.

На одной из фотографий — мать Романа с группой своих учеников, посетителей курсов домоводства, в своем кафе "Сукуб" (название придумал Роман: СУпрематизм и КУБизм), оформленном в стиле супрематизма; в углу видна работа Бельцовой...

Вот картина Романа "Янис Пласе с подругой", написанная в манере "новой вещественности" (это стиль, где люди и предметы взяты объективно, как таковые, без влияния среды). Пласе вместе с Романом в начале 20-х организовали группу "Зеленая ворона", объединявшую латвийских художников, поэтов, музыкантов и артистов. Просуществовала она до начала 40-х... Правда, в стиле "новой вещественности" более признано творчество Александры: ее картины "Черное и белое" и "Теннисистка" из собрания Художественного музея считаются шедеврами...

Вот "Серый натюрморт" — работа Суты периода пуризма ("чистый"; производное от кубизма). Роман познакомился с Амедео Озанфаном и Шарлем Эдуардом Жаннере (Ле Корбюзье), основателями этого стиля, во Франции, писал статьи о латвийском искусстве в издаваемом ими журнале L'Esprit Nouveau. Был такой эпизод: во французской прессе Романа обвинили в плагиате — якобы он подражает Жаннере. Дело дошло до суда. В архиве музея сохранилось открытое письмо Озанфана, где французский художник пишет подробное и доказательное опровержение...

Творчество Романа было невероятно разносторонним. Он оформлял и иллюстрировал книги, возглавлял собственную художественную студию, писал очерки об искусстве, создавал дизайн мебели и интерьеров. Он учредил мастерскую росписи фарфора Baltars (в экспозиции представлена большая коллекция тарелок, расписанных Романом и Александрой). Одна тарелка Бельцовой хранится в Севрском музее керамики (Франция). Множество эскизов декораций и костюмов иллюстрируют активную работу Романа в латвийских театрах, в основном в Национальной опере (балет "Дон Кихот", опера "Мазепа"). Преуспел он и в кино, даже снимался в эпизодических ролях в нескольких фильмах. С Рижской киностудией он эвакуировался в 1941 году в Тбилиси и оттуда уже не вернулся... Обычная история ярких личностей советского времени: арестован и расстрелян в 1944-м.

Изящный маленький зонтик, изображенный на полотне Александры "Таня с зонтиком", лежит тут же, на секретере, под картиной. Он был куплен в Париже в 1937-м, когда Александра с дочерью ездила к Роману, оформлявшему латвийский павильон на знаменитой Всемирной выставке. А еще он показывал там свою замечательную, удостоенную наград керамику — изысканной формы вазы, изготовленные на кузнецовской фабрике...

По иронии судьбы прямо напротив латвийского располагался советский павильон, где Страна Советов демонстрировала свою мощь в образе колосса "Рабочий и Колхозница" рижанки Веры Мухиной.

На юг Франции Александра ездила часто, особенно в конце 20-х, когда лечилась там от туберкулеза. Этот недуг унес из жизни ее мать и восемь из 16 ее братьев и сестер. Сама она жила в тот период предчувствием близкого конца, что нашло отражение в печальных автопортретах, в тревожных, совсем не французских пейзажах. "Опять меня провожают на вокзале в санаторий, как будто я уже обратно не приеду", — пишет она сестре. Но в 1927-м во Франции ей делают экспериментальную операцию — и болезнь отступает навсегда...

До конца дней А.Бельцова поддерживала связи со своими сестрами и братьями, жившими на Брянщине. (Брат Митрофан, похожий на Чехова, был врачом, а остальные — учителями.) Эти люди сумели сохранить дух, культуру и традиции старого русского дворянства. В 1952 году Мария, младшая сестра Александры, пишет: "Недавно мы устроили журфикс". Это значит, что по определенным дням в доме принимали гостей.

Сотрудники музея, стремясь следовать лучшим традициям этой замечательной семьи, тоже предлагают "журфикс" в мемориальной квартире: раз в месяц по четвергам, в 20-х числах...

Читайте так-же:
• Музей кукол в Риге

Ольга Гудис Бизнес & Балтия
Pribalt.info 2005-2018